Главная » Статьи » Прочее » Актуальные темы |
Учителя – представители стрессогенной профессии. Особая ответственность и связанное с ней высокое нервно-эмоциональное напряжение, необходимость принимать оперативные решения, неравномерность нагрузки, высокая плотность межличностных контактов, возможность конфликтов при необходимости выполнять запланированный объем работы в жестких временных рамках – все это отрицательно сказывается на физическом, психическом, социальном здоровье учителя, становится причиной возникновения профессиональных заболеваний. Поэтому учителю особенно важно не только владеть знаниями о сохранении здоровья, но и знать конкретные технологии его обеспечения. Учителя нуждаются в постоянной реабилитации, в различных спортивно-оздоровительных и психотерапевтических процедурах
Так сложилось, что в учительской среде низок престиж здоровья. Трудовым рвением в момент плохого самочувствия или болезни учителя даже бравируют. Хотя неправильными установками учитель не только наносит вред своему здоровью, но и влияет на отношение к здоровому образу жизни своих учеников. Вне зависимости от своей специальности он должен воспитывать у учащихся стойкую мотивацию на здоровье. А это возможно, только если он на собственном опыте познал ценность здорового образа жизни, целенаправленной работы над своим здоровьем. Тогда он сможет создать в образовательном учреждении здоровую среду.
Педагогическая профессия относится к умственному труду и, значит, требует большого интеллектуального напряжения и предполагает слабую мышечную активность. Особенности умственного труда состоят в следующем: -напряженность мыслительных процессов с высокой динамичностью и силой возбудительно-тормозных процессов в центральной нервной системе; -неравномерность нагрузок, необходимость принимать срочные и нестандартные решения, возможность возникновения конфликтных ситуаций; -нерегламентированный график работы; -сложность взаимоотношений с окружающими; -большой и плотный поток информации, напряжение памяти, внимания, восприятия и воспроизведения новой информации; -низкая двигательная активность. Так как интеллектуальный труд в процессе эволюции возник гораздо позже мышечного, механизмы адаптации к нему у «гомо сапиенс» еще не сложились окончательно. И этот процесс, очевидно, осложняется двумя взаимно противоположными обстоятельствами. С одной стороны, объем информации в мире каждые 10–12 лет удваивается. От современного человека требуются все более высокая психическая устойчивость, все более длительные нервные напряжения, умение все дольше концентрировать внимание. С другой стороны, все больше и больше снижается двигательная активность работника, занятого в сфере умственного труда. При сочетании этих двух условий утомление при умственной работе приводит к перевозбуждению и невротизации, а хроническое утомление – к снижению работоспособности и развитию многих заболеваний.
Профессия учителя, аккумулируя в себе все недостатки умственного труда, отличается еще и высокой плотностью межличностных контактов, а значит, и высокой вероятностью конфликтов. Педагогическая профессия к тому же соединяет в себе и творческую, и организаторскую, и исследовательскую деятельность. Все эти особенности делают работу учителя значительно более сложной, чем работу человека, занятого в сфере материального производства и обслуживания. Труд учителя очень специфичен. Нелегко установить грань, где заканчивается производственная, «служебная» деятельность и начинается общественная, когда повышение квалификации переходит в чтение «для себя». Учитель продолжает трудиться и в нерабочее время: анализирует проведенные уроки, продумывает предстоящее занятие, накапливает новую информацию. Особенность интеллектуального труда заключается в том, что даже после прекращения работы мысли о ней сохраняются еще долго. А это ведет к перегрузке и возникновению неврозов.
Педагогический труд требует хорошего здоровья, физической и психической подготовленности, уравновешенности нервных процессов. Учителю надо обладать большой работоспособностью, выдерживать действие сильных раздражителей, уметь концентрировать внимание, быть активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего дня высокий общий и эмоциональный тонус, способность быстро восстанавливать силы. Высокие требования к уравновешенности нервных процессов вызваны тем, что учителю в силу характера его деятельности необходимо: -быть сдержанным в ситуациях, провоцирующих интенсивное возбуждение; -проявлять терпение, уравновешенность, собранность; -быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности; -отличаться четкостью дикции, уметь выразительно излагать мысли. Высокие требования к подвижности нервных процессов учителя связаны с тем, что он должен приступать к решению поставленных задач «без раскачки», быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; быстро привыкать к новой обстановке, устанавливать контакты, непринужденно чувствовать себя в кругу незнакомых и малознакомых людей. Одной из особенностей труда учителя является необходимость проявлять постоянный самоконтроль, преодолевать свое эмоциональное напряжение, поддерживать концентрацию внимания для достижения высоких педагогических результатов. Другая особенность педагогической деятельности – необходимость постоянно распределять внимание, выполнять несколько видов деятельности одновременно. Например: -сочетать фронтальную и индивидуальную работу; -слушать ответ ученика, анализировать его и держать в поле зрения весь класс; -объяснять новый материал и поддерживать активность класса; -писать задание на доске и объяснять...
Специфика педагогического труда заключается также в постоянной нагрузке на голосовой аппарат, который является очень сложной, тонкой и легкоранимой системой. Поэтому не редки случаи, когда через 5–7 лет педагогической деятельности голос учителя лишается многообразных оттенков, становится тусклым. Появляются профессиональные заболевания, которые ощутимо снижают работоспособность и эффективность обучения. Заболевания голосового аппарата чаще всего возникают как следствие перенапряжения.
Еще одна особенность труда учителя заключается в отсутствии постоянного режима дня. Расписание уроков часто меняется, во многих школах учителям приходится работать в две смены. Частая ломка режима тоже ведет к снижению работоспособности, эмоциональным срывам, появлению неврозов даже у опытных педагогов.
Нет в работе учителя (исключая учителя физкультуры) и должной физической нагрузки. А для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, в том числе и от мышц.
Профессиональное здоровье учителя – это не только физическое здоровье. Вслед за Н.М. Амосовым, И.И. Брехманом, Э.Н. Вайнером и другими мы понимаем здоровье как целостность всех составляющих благополучной личности: физической, психической, нравственной, профессиональной. В жизни человека не может быть ни одного обстоятельства, ни одного показателя, который бы не сказывался на здоровье. Вот почему помимо общепризнанных физического, психического, социального компонентов следует учитывать эмоционально-волевые, ценностно-мотивационные, личностные характеристики. Профессиональное здоровье учителя можно определить как целостное многомерное динамическое состояние организма, которое позволяет педагогу в максимальной степени реализовывать свой потенциал в профессионально-педагогической деятельности Профессиональная культура Уровень профессионального здоровья учителя напрямую зависит от уровня его культуры. У учителя должна быть стойкая мотивация на сохранение здоровья, потребность в его сохранении. Он должен знать свои генетические, физиологические, психологические возможности, средства контроля за здоровьем; уметь адекватно оценивать резервы своего организма, чтобы рационально управлять ими.
Учитель должен ставить здоровье в ряд главных жизненных ценностей, признавать активную роль самого человека в сохранении своего здоровья, постоянно «работать над собой», жить в режиме разумных ограничений и нагрузок. Это сложная и кропотливая работа, но ее результатом может стать профессиональное долголетие.
Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса. Статистические данные показывают, что ежегодно возрастают заболевания нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания костно-мышечной системы. Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония). К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся: миопия(близорукость); ларингит; синдром хронической усталости; гиподинамия; остеохондроз.
Основные причины заболеваний педагога
Причина первая. Зададимся вопросом, в чем же главная причина перечисленных заболеваний педагога? Ответ ясен: все, о чем мы говорили, вызывается стрессом и психическим перенапряжением… Главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс.
Причина вторая. Давайте задумаемся, разве только психологические причины разрушают здоровье учителя? Мы видим, что один человек от какой-либо беды чуть ли не на части рассыпается, а другой усмехнется и скажет: “Спасибо, что так, могло быть и хуже, все-таки везучий я человек”. И никакого нарушения сердечного ритма, повышения артериального давления, разве что совсем немного. Что держит одного человека на плаву, дает ему силу и радость жизни? Мировоззрение! Оно – главная причина жизненной устойчивости!
Существуют две основные причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая и психическая, причем вторая вытекает из первой.
Мировоззренческие причины, разрушающие здоровье: 1. Неумение принимать жизнь такой, как она есть, без критики и протеста. 2. Неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни. 3. Наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека. 4. Неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от любой работы … и тем самым сохранить свое здоровье. 5. Неосознание себя частицей великих исторических процессов, непонимание того, что каждый из нас является своего рода творцом истории, и своей, и планетарной, возможно, все мы есть главная причина всего происходящего на Земле. 6. Неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем. 7. Незнание того, что каждый из нас очень нужен на своем месте. Нужен ни директору или министру, а людям, стране, планете, истории, вечности!
Психические причины 1. Неумение противостоять стрессам. 2. Отсутствие навыка управления своими эмоциями. 3. Частое превышение своих возможностей. 4. Неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости, создать установку на радость от существования вообще, а не от полученной зарплаты; неспособность смеяться над жизненными неудачами.
Прислушайтесь к мнению американского медика Г. Сигериста: “Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека”.
Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять: лечебно-оздоровительные упражнения: упражнения для позвоночника упражнения для осанки упражнения для шейного отдела позвоночника следить за своим физическим здоровьем: полноценное питание достаточный сон соблюдение правил личной гигиены режим труда и отдыха занятия спортом соблюдать психоэмоциональное равновесие: позитивное мышление оптимизм управление эмоциями доброжелательное отношение к людям любовь к себе
Не надейся на Бога И не верь чудесам, Есть одна лишь подмога: Помоги себе сам.
Школа поставила перед собой цели, чтобы помочь нашим педагогам, которые заключаются в следующем: создать комплекс рекомендаций по проблеме сохранения здоровья педагога формировать у педагогов потребность к здоровому образу жизни помочь учителю организовать свою деятельность в рамках рабочего дня без нанесения ущерба его здоровью. | |
Просмотров: 242 | |
Всего комментариев: 0 | |