Главная » Статьи » Прочее » Актуальные темы

Здоровье педагога и как его сохранить

Учителя – представители стрессогенной профессии. Особая ответственность и связанное с ней высокое нервно-эмоциональное напряжение, необходимость принимать оперативные решения, неравномерность нагрузки, высокая плотность межличностных контактов, возможность конфликтов при необходимости выполнять запланированный объем работы в жестких временных рамках – все это отрицательно сказывается на физическом, психическом, социальном здоровье учителя, становится причиной возникновения профессиональных заболеваний. Поэтому учителю особенно важно не только владеть знаниями о сохранении здоровья, но и знать конкретные технологии его обеспечения. Учителя нуждаются в постоянной реабилитации, в различных спортивно-оздоровительных и психотерапевтических процедурах

 

Так сложилось, что в учительской среде низок престиж здоровья. Трудовым рвением в момент плохого самочувствия или болезни учителя даже бравируют. Хотя неправильными установками учитель не только наносит вред своему здоровью, но и влияет на отношение к здоровому образу жизни своих учеников. Вне зависимости от своей специальности он должен воспитывать у учащихся стойкую мотивацию на здоровье. А это возможно, только если он на собственном опыте познал ценность здорового образа жизни, целенаправленной работы над своим здоровьем. Тогда он сможет создать в образовательном учреждении здоровую среду.

 

Педагогическая профессия относится к умственному труду и, значит, требует большого интеллектуального напряжения и предполагает слабую мышечную активность. Особенности умственного труда состоят в следующем:

-напряженность мыслительных процессов с высокой динамичностью и силой возбудительно-тормозных процессов в центральной нервной системе;

-неравномерность нагрузок, необходимость принимать срочные и нестандартные решения, возможность возникновения конфликтных ситуаций;

-нерегламентированный график работы;

-сложность взаимоотношений с окружающими;

-большой и плотный поток информации, напряжение памяти, внимания, восприятия и воспроизведения новой информации;

-низкая двигательная активность.

Так как интеллектуальный труд в процессе эволюции возник гораздо позже мышечного, механизмы адаптации к нему у «гомо сапиенс» еще не сложились окончательно. И этот процесс, очевидно, осложняется двумя взаимно противоположными обстоятельствами. С одной стороны, объем информации в мире каждые 10–12 лет удваивается. От современного человека требуются все более высокая психическая устойчивость, все более длительные нервные напряжения, умение все дольше концентрировать внимание. С другой стороны, все больше и больше снижается двигательная активность работника, занятого в сфере умственного труда. При сочетании этих двух условий утомление при умственной работе приводит к перевозбуждению и невротизации, а хроническое утомление – к снижению работоспособности и развитию многих заболеваний.

 

Профессия учителя, аккумулируя в себе все недостатки умственного труда, отличается еще и высокой плотностью межличностных контактов, а значит, и высокой вероятностью конфликтов. Педагогическая профессия к тому же соединяет в себе и творческую, и организаторскую, и исследовательскую деятельность. Все эти особенности делают работу учителя значительно более сложной, чем работу человека, занятого в сфере материального производства и обслуживания.

Труд учителя очень специфичен. Нелегко установить грань, где заканчивается производственная, «служебная» деятельность и начинается общественная, когда повышение квалификации переходит в чтение «для себя». Учитель продолжает трудиться и в нерабочее время: анализирует проведенные уроки, продумывает предстоящее занятие, накапливает новую информацию. Особенность интеллектуального труда заключается в том, что даже после прекращения работы мысли о ней сохраняются еще долго. А это ведет к перегрузке и возникновению неврозов.

 

Педагогический труд требует хорошего здоровья, физической и психической подготовленности, уравновешенности нервных процессов. Учителю надо обладать большой работоспособностью, выдерживать действие сильных раздражителей, уметь концентрировать внимание, быть активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего дня высокий общий и эмоциональный тонус, способность быстро восстанавливать силы. Высокие требования к уравновешенности нервных процессов вызваны тем, что учителю в силу характера его деятельности необходимо:

-быть сдержанным в ситуациях, провоцирующих интенсивное возбуждение;

-проявлять терпение, уравновешенность, собранность;

-быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности;

-отличаться четкостью дикции, уметь выразительно излагать мысли.

Высокие требования к подвижности нервных процессов учителя связаны с тем, что он должен приступать к решению поставленных задач «без раскачки», быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; быстро привыкать к новой обстановке, устанавливать контакты, непринужденно чувствовать себя в кругу незнакомых и малознакомых людей. Одной из особенностей труда учителя является необходимость проявлять постоянный самоконтроль, преодолевать свое эмоциональное напряжение, поддерживать концентрацию внимания для достижения высоких педагогических результатов.

Другая особенность педагогической деятельности – необходимость постоянно распределять внимание, выполнять несколько видов деятельности одновременно. Например:

-сочетать фронтальную и индивидуальную работу;

-слушать ответ ученика, анализировать его и держать в поле зрения весь класс;

-объяснять новый материал и поддерживать активность класса;

-писать задание на доске и объяснять...

 

Специфика педагогического труда заключается также в постоянной нагрузке на голосовой аппарат, который является очень сложной, тонкой и легкоранимой системой. Поэтому не редки случаи, когда через 5–7 лет педагогической деятельности голос учителя лишается многообразных оттенков, становится тусклым. Появляются профессиональные заболевания, которые ощутимо снижают работоспособность и эффективность обучения. Заболевания голосового аппарата чаще всего возникают как следствие перенапряжения.

 

Еще одна особенность труда учителя заключается в отсутствии постоянного режима дня. Расписание уроков часто меняется, во многих школах учителям приходится работать в две смены. Частая ломка режима тоже ведет к снижению работоспособности, эмоциональным срывам, появлению неврозов даже у опытных педагогов.

 

Нет в работе учителя (исключая учителя физкультуры) и должной физической нагрузки. А для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, в том числе и от мышц.

 

Профессиональное здоровье учителя – это не только физическое здоровье. Вслед за Н.М. Амосовым, И.И. Брехманом, Э.Н. Вайнером и другими мы понимаем здоровье как целостность всех составляющих благополучной личности: физической, психической, нравственной, профессиональной. В жизни человека не может быть ни одного обстоятельства, ни одного показателя, который бы не сказывался на здоровье. Вот почему помимо общепризнанных физического, психического, социального компонентов следует учитывать эмоционально-волевые, ценностно-мотивационные, личностные характеристики.

Профессиональное здоровье учителя можно определить как целостное многомерное динамическое состояние организма, которое позволяет педагогу в максимальной степени реализовывать свой потенциал в профессионально-педагогической деятельности

Профессиональная культура

Уровень профессионального здоровья учителя напрямую зависит от уровня его культуры. У учителя должна быть стойкая мотивация на сохранение здоровья, потребность в его сохранении. Он должен знать свои генетические, физиологические, психологические возможности, средства контроля за здоровьем; уметь адекватно оценивать резервы своего организма, чтобы рационально управлять ими.

 

Учитель должен ставить здоровье в ряд главных жизненных ценностей, признавать активную роль самого человека в сохранении своего здоровья, постоянно «работать над собой», жить в режиме разумных ограничений и нагрузок. Это сложная и кропотливая работа, но ее результатом может стать профессиональное долголетие.

 

Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса.

Статистические данные показывают, что ежегодно возрастают заболевания нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания костно-мышечной системы.

Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония).

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:

миопия(близорукость);

ларингит;

синдром хронической усталости;

гиподинамия;

остеохондроз.

 

Основные причины заболеваний педагога

 

Причина первая. Зададимся вопросом, в чем же главная причина перечисленных заболеваний педагога? Ответ ясен: все, о чем мы говорили, вызывается стрессом и психическим перенапряжением…

Главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс.

 

Причина вторая. Давайте задумаемся, разве только психологические причины разрушают здоровье учителя? Мы видим, что один человек от какой-либо беды чуть ли не на части рассыпается, а другой усмехнется и скажет: “Спасибо, что так, могло быть и хуже, все-таки везучий я человек”. И никакого нарушения сердечного ритма, повышения артериального давления, разве что совсем немного. Что держит одного человека на плаву, дает ему силу и радость жизни? Мировоззрение! Оно – главная причина жизненной устойчивости!

 

Существуют две основные причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая и психическая, причем вторая вытекает из первой.

 

Мировоззренческие причины, разрушающие здоровье:

1. Неумение принимать жизнь такой, как она есть, без критики и протеста.

2. Неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни.

3. Наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека.

4. Неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от любой работы … и тем самым сохранить свое здоровье.

5. Неосознание себя частицей великих исторических процессов, непонимание того, что каждый из нас является своего рода творцом истории, и своей, и планетарной, возможно, все мы есть главная причина всего происходящего на Земле.

6. Неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем.

7. Незнание того, что каждый из нас очень нужен на своем месте. Нужен ни директору или министру, а людям, стране, планете, истории, вечности!

 

Психические причины

1. Неумение противостоять стрессам.

2. Отсутствие навыка управления своими эмоциями.

3. Частое превышение своих возможностей.

4. Неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости, создать установку на радость от существования вообще, а не от полученной зарплаты; неспособность смеяться над жизненными неудачами.

 

Прислушайтесь к мнению американского медика Г. Сигериста: “Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека”.

 

Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять:

лечебно-оздоровительные упражнения:

упражнения для позвоночника

упражнения для осанки

упражнения для шейного отдела позвоночника

следить за своим физическим здоровьем:

полноценное питание

достаточный сон

соблюдение правил личной гигиены

режим труда и отдыха

занятия спортом

соблюдать психоэмоциональное равновесие:

позитивное мышление

оптимизм

управление эмоциями

доброжелательное отношение к людям

любовь к себе

 

Не надейся на Бога

И не верь чудесам,

Есть одна лишь подмога:

Помоги себе сам.

 

Школа поставила перед собой цели, чтобы помочь нашим педагогам, которые заключаются в следующем:

создать комплекс рекомендаций по проблеме сохранения здоровья педагога

формировать у педагогов потребность к здоровому образу жизни

помочь учителю организовать свою деятельность в рамках рабочего дня без нанесения ущерба его здоровью.

Категория: Актуальные темы | Добавил: OGLOK (14.11.2017) | Автор: Иванова Светлана W
Просмотров: 242 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *: